Героическая летопись

Ну где мне взять слова такие,

Чтоб край родимый описать?

Огонь рябины, золото осины,

Синь неба и речную гладь,

Раскаты грома, песни соловья,

Дым из печи,

Простор родных лугов,

Сиянье радуги, сирени запах,

Герань в окне и белизну снегов,

Крик журавлей,

Гармони плач надрывный,

Берёзы грусть

И звонкий шум дождя  —

Всё это малой Родиной зовётся,

Без этого на свете жить нельзя.

Я родилась и всю свою жизнь прожила в Старой Копи, маленьком красивом селе, расположенном на берегу Амыла. Здесь живут близкие мне люди, здесь похоронены те, о ком забыть невозможно, здесь растут мои любимые внуки. Всё здесь дорого: река, берёзовые рощи,  родная улица, школа, в которой я училась и работаю 51 год. Мне здесь всё дорого, и, когда думаю, что это моя родина, на сердце становится тепло, а на душе легко. Хочется, чтобы о нашем селе узнали и другие люди и полюбили его, ведь  в нём прописано моё сердце и сердца многих старокопцев.

Мне хочется рассказать о наиболее значимых событиях развития Старой Копи в истории Красноярского края.

Всё, что происходило в Красноярском крае, то, как в зеркале, отразилось и на нашей маленькой территории. А именно.

Датой образования села Старая Копь считают 1810 год. По данным архивного отдела, в справочнике « Енисейские губернии и Урянхайский край» за 1861 год  в Сагайской волости  значится деревня Копь (Усть Копь). Основана деревня на месте впадения реки Копь в реку Амыл семьями переселенцев.

Я хочу рассказать о событиях, которые произошли  в Копи за последние 80 лет, развивалось ли село эти годы или медленно умирало, чтобы исчезнуть с карты района, как многие сёла Заречья, да и что говорить,  края. Нет, мы выжили и живём сейчас. Как это происходило? Об этом и пойдёт рассказ.

Наиболее знаменательным событием в истории села Старая Копь стал первый наиболее драматический этап массовой коллективизации и раскулачивания.

Из архивных данных: Составной частью коллективизации и одним из основных средств ее существования  была экспроприация хозяйств, относимых к кулацким. Составлялись списки наиболее зажиточных хозяйств. Первым делом в деревне большие группы зажиточных крестьян лишались избирательных прав и некоторые из них подлежали выселению. Все это значительно повлияло на экономическое состояние, как поселений, так и на экономику только что образовавшихся сельхозартелей. В период коллективизации наблюдается  падение аграрного производства (особенно животноводства), разорение и обнищание деревни и даже голод среди ее жителей ( со слов жителей). Изменилась не только экономическая структура, облик деревни, менялась общественная идеология и социальные отношения, менялись сами люди, вовлеченные в процессы ломки привычного уклада жизни.  Некоторая стабилизация  сельского хозяйства началась только  с 1932 года. Стали  образовываться  МТС, Старую Копь обслуживала Качульская..   С образованием машинотракторной станции, которая обслуживала колхоз, значительно возросли посевные площади, увеличилось поголовье скота, повысилась урожайность сельскохозяйственных культур.   Начавшаяся в 1930 году коллективизация коснулась и нашего села. Были организованы сразу три колхоза: « Заря», «Охотник», «Большевик» и рыбацкая артель. Много председателей сменилось за время колхозной жизни: Смяцких, Кирилловский, Данилов, Мягких.

Зазывая людей в колхозы, новая власть забирала заодно зерно, коров, лошадей, хозяйственный инвентарь.  Люди, кровью и потом заработавшие всё это, не шли работать в паре с ленивыми и нерадивыми (были и такие) и крепко поплатились за непокорность. Их раскулачивали и высылали в края необжитые. Раскулачили Лукиных, Гордеевых, Тарасовых, Юрченко.

«Моего отца  Ивана Георгиевича Юрченко повезли  в Нарым Томской области пятилетним мальчиком вместе со старшей сестрой и братом. Дома взрослых не было: мать уехала в Минусинскую тюрьму на свидание с мужем и встретилась с детьми на пересыльном пункте, а отец, Георгий  Иванович, догнал семью уже в дороге. Сослали их семью за то, что не отдали  в колхоз избушку, где чесали  шерсть, застилали  валенки и катали  их. Чудом выжила семья в дороге, приехали поздно осенью, инвентаря не было, почти руками копали землянки, чтобы зиму пережить. Это уж потом кто как могли  строили избушки, чтобы жить. Питались тем, что давала тайга и Обь, а места там были необжитые, всего было много. И взрослые, и дети работали на ловле и обработке рыбы практически весь световой день. Так новая власть избавлялась от доброго хозяина, а худого возвышала, подрубая устои русской деревни на корню. А после Победы  отец, 22-х летний юноша, награжденный боевыми медалями и двумя орденами «Красная звезда», не захотел жить на уже обжитой земле, а вернулся в Копь. Брат его и отец погибли ещё в финскую в 1939 г. И снова устройство на новом месте, и снова тяжёлый труд, тем более, что мать он привёз парализованной. Сколько трудолюбия, доброты, умения прощать за незаслуженные обиды, любви к жизни»! [1]

Но были в селе и «умные» мужики, например, Бревнов. Он имел большую пасеку, хозяйство, магазин, поговаривали, что и золотишком баловался.  Пришли раскулачивать, он всё отдал. Магазин вместе с товаром, пасеку. Только оставьте в своём доме. Так и дожил в своём доме года до 1955. Библию читал с людьми,  мыслями о смысле жизни обменивался и всё равно…приторговывал, когда всё улеглось. Луком батуном, например, его ни у кого в деревне не было. А на расплод никому не дал.

 А братья Кирилловские, которые совместно вели хозяйство, успели быстро разбежаться и высылке не подверглись. Так и прожили в Копи, работая потом в колхозе.

        Опустели многие дома, но жизнь продолжалась. Первые годы в колхозе полностью сохранялись все способы сельскохозяйственного производства единоличного уклада. Основной тягловой силой оставалась лошадь. Полностью сохранились плуг, деревянная борона,  серп. Особенно много и упорно приходилось трудиться в горячие дни хлебоуборочных работ. Хлеб жали серпами, косили литовками с грабками, жатками, вязали снопы и составляли их в суслонах на поле для подсыхания. На этих работах в трудовом соперничестве зарождалось социалистическое отношение к коллективному труду. Среди многих ударников особенным почётом пользовались так называемые «тысячницы»  При дневной норме 600-700 снопов они вывязывали по 1500-2500, бывало и 3000. Такие вязальщицы были и в колхозе Стаханова, который образовался после слияния всех колхозов в один. Это А.К. Бобылева, А. П.Смяцких, А.С.Бобылева, Д.Н.Прокопьева и много других      В 1938 году в колхоз приехал первый трактор. Смотреть на эту машину прибежало всё село. Условия труда понемногу улучшались, и жизнь стала налаживаться. Стали появляться машины, труд стал легче, стали больше давать на трудодень.

Первая школа была организована в далёком 1909 году. Инициатором и проводником идеи её создания был И.М.Токарев (приложение №1).

«Находилась она в обыкновенном крестьянском доме из двух комнат. Открытие её было большим событием для села, оно было приурочено к столетию Копи, где уже проживали 1368 человек. Первыми учителями были  Иван Михайлович и Надежда Николаевна Токаревы. Иван Михайлович во время гражданской войны воевал в Первой Конной Будённого, а потом до 1963года преподавал в военной академии имени Фрунзе в звании генерал- лейтенанта».[2]  Приложение №1 И.М.Токарев, создатель первой школы в с. Старая Копь (фронтовые годы)

К  1931 году построили новую школу большую, с коридором – спортзалом, с большими просторными классами и большими светлыми окнами. А главное – у неё была красная железная крыша,  и красивые трубы, украшенные железным литьём, а по углам железные трубы – водостоки с украшениями. Не в каждом селе была в то время такая школа!     (Приложение№2)

 Это была семилетка, в которой учились не только копские, но и со всех окрестных деревень: Листвянки, Еловки, Майки, Черепановки, Сосновки, даже из Курят. Учителями были не только женщины, а в большинстве мужчины: Бобылев М.А., Прокопьев П.П., Павлов, Перунов, Вязовкин, Морозов, Игумнов, Степанов. К сожалению,  старожилы помнят не все фамилии, тем более имена.

 В селе был открыт медпункт, где в маленькой комнате  работал Ф.Катков. Позднее медицинский пункт был закрыт и только в 50 годах возобновил работу. Медиком был И.П.Обухов.  Добрые  воспоминания остались о нём в деревне. Позднее медики менялись. Много лет добросовестно проработала Ивлева А.Ф., она и сейчас не забывает своего долга и оказывает  первую помощь. Более 20 лет работает заведующей ФАП Кирилловская А.А., выпускница нашей школы.

Когда началась Великая отечественная война,  144 человека ушли на фронт из Старой Копи защищать Родину,  в том числе четыре девушки: Маша Ушенина, Варя Ульянова, Маша Акимова и Паша Акимова. Маша Акимова погибла в конце марта 1944 года, остальные вернулись домой, Маша и Паша устроились на работу в Каратузской  больнице, а Варя уехала в Минусинск и нашла там свою судьбу. Ушли на фронт учителя, но только один из них вернулся домой, это Бобылев М.А. Имена погибших увековечены на мемориальной доске «Воинам- защитникам». Многие, вернувшиеся с фронта, очень рано ушли из жизни из- за тяжёлых ранений. Последний ветеран войны Панёв Н.И. умер в этом году, немного прожив после своего девяностолетия (приложение №3)

«Непомерно тяжёлое напряжение в труде было в тяжёлые годы войны. В полеводческих бригадах оставались женщины,  старики, подростки и даже малолетние дети. Их привязывали к спине коня, чтобы те  не падали. На трактора сели девушки Д.Прокопьева, Н.Кириллова, И.Тетюева. Вот те, кто выполнял и женскую, и мужскую работу: А.С.Кирилловких, П.И.Голубкова, Е.В.Смяцких, Ф.И. Кирилловских, Е.И. Мартынова, А.И.Новокрещенных, М.С.Ушенина.  Председателями работали Кирилловский, Винокуров, Ушенин М.Н., Лавриненков. Это были совсем неграмотные старики, но честные, работящие и справедливые. Так и работали! Зато на фронт шёл хлеб! Учителя днём работали в школе, а вечером шли на помощь колхозу. Никто не жаловался, так как каждый понимал, что  на фронте ещё тяжелее. Для всей страны  и для нашего маленького села девизом были слова: «Всё для фронта, всё для победы».[3]  За доблестный труд во время войны награждены 37 человек. Так моё село помогало краю, Родине, само выживало в экстремальных условиях.

 Так без выходных работали ещё долго после войны. Старожилы говорят, что работать приходилось не меньше, но село ожило.  Грела мысль, что нет войны, что, хоть и больные, израненные, но вернулись домой мужья, сыновья, братья.

Я помню инвалида без ног, Тетюева И. А., который ездил по селу на коляске. Коляска блестела, была необычной для детей и интересной. Первое время бегали за нею, но поодаль, так как  самого инвалида боялись и связывали его со словом «война».

        В октябре 1941 года в село приехали 10 семей репрессированных немцев. В селе прижились семьи Динер, Бир, Эйснер, Констанц. Мария Кондратьевна Пахорукова (Констанц) (приложение №4)вспоминает: « Жили мы в селе Варенбург Саратовской области (приложение №5) , родители работали в колхозе, я училась в 3 классе. В 1941 году всю семью сослали в Сибирь. Страшно было одного этого слова, морозов и медведей. А вот прожила всю свою жизнь  и медведя ни разу не видела. На новом месте пришлось трудно: начинали всё сначала, но везде есть хорошие люди и помогли нашей беде. Всю жизнь благодарна Ушенину М.Н., который и с жильём помог и в совете не отказывал. А уж работать – то мы умели.»  Они завели здесь семьи, полюбили нашу землю, для их детей наше село стало малой родиной. В 1949 году село пополнилось репрессированными эстонцами. В 50-х 60-х годах они вернулись в Эстонию. Эстонцы многому научили копских женщин: вязать цветные рукавицы и носки, шить, вышивать гладью, шили и перешивали из старого жителям села. Они говорили, что с собой им разрешили взять самое необходимое, и женщины взяли с собой в первую очередь швейные машинки. А ещё они первыми показали пример правильного поведения в клубе, например: как пригласить на танец, как проводить после танца, как одеться, сделать причёску и т.д. Для пришедших в клуб это был настоящий спектакль, или, как теперь говорят, «мастер – класс»

        В 50-х годах колхоз стол носить другое имя « 40 лет Октября». Председатели менялись часто. Видимо,  кадры  готовились плохо, а одного желания управлять мало. Такими были Курбаткин, Копцев, Вдовин, Крашенинников,  Грибалев, Зуев. Многие из них входили в число тех, кто по зову партии ехал подымать деревни, но по своей специальности к земле никакого отношения не имел. Но жить стало легче: появилась техника, трактора,  машины, отменили трудодни (приложение №6). В 60 годы пошла мода на слияние колхозов, и копчане стали искать, кто их примет « под крылышко», так как село – то было небольшое.

«Одна из председателей колхоза Минусинского района Маликова дала согласие на соединение с Б.Ничкой Минусинского района. Сначала всё было хорошо: построили около 15 домов, в них въехали семьи из Мордовии,  в них было по 8 и более детей, резко выросло количество детей в школе. Из Нички пригнали много скота, работы прибавилось, но техники новой почти не поступало, центральная контора была далеко от нас, да ещё мешала река. Своевременно решать многие хозяйственные вопросы не удавалось, поэтому объединение  только обеднило  колхоз. Последовало отделение от Ничкинского  колхоза, когда лопнуло терпение. В 1960 году к селу присоединилась Еловка, в которой закрыли школу, вскоре и она исчезла с карты района, как несколько десятков деревень района. Копь устояла, но вынуждена была  присоединиться  к колхозу имени Димитрова,  председателем которого был Болдарук Н.С., потом Семёнов В.П..  Наконец, в 1991 году образовалось хозяйство «Саяны». «По моему мнению, ничего путного из этого не вышло, так как никто из сельчан, умеющий навести порядок, за это не взялся, а «залётные» председатели были равнодушны к нашей земле и работали только в своих целях. Да и времена начались тяжёлые, а народ разуверился в хорошем исходе дела и растащил остатки некогда крепкого отделения № 5 колхоза имени Димитрова».[4]

Всё время хорошо работал сельский совет.    При Ф.И Ассаульянове в  1968 году построили новый дом культуры (приложение№7)  и котельную для отопления клуба и школы. Активно работали  депутаты сельского совета, женсовет. Зубарев В.Я.выбранный председателем в 1988, проработал девять лет. За это время был   установлен памятник погибшим на полях Великой Отечественной войны (приложение №8), село было телефонизировано, заложена улица «Молодёжная».  В приспособленном помещении был открыт детский сад, что было большим счастьем для мам, которые до этого практически бросали детей на произвол судьбы. Всем повезло, так как воспитателем стала работать Ковалёва Л. Н., которая оказалась замечательным педагогом, отдающим сердце людям. Было построено здание сельской администрации (приложение №9)типовая школа и сдана в эксплуатацию (приложение №10). Директором её в течение 34 лет бессменно работала Зубарева Л.П.  Школа много раз занимала первое место  в рейтинге школ, а в 2002 году стала лауреатом в конкурсе « Школа России». В 2006 году директором школы стала Ю.В.Констанц, а через 2 года школа стала победителем в рамках приоритетного национального проекта «Образование», получив гранд на сумму один миллион рублей.

После ухода Зубарева В.Я. на пенсию 1997 году село опять попало в надёжные руки, теперь уже  Русовой  Г.В., которая  родилась, выросла и живёт в Старой Копи.  Это её Родина, её дом, и она старается никому не дать его в обиду. Для неё всё важно: и школа, и пенсионеры, и дороги, и как довезти больного до Каратуза, и помочь одинокой семье,  организовать юбилей села или чествовать ветеранов труда, так всё организовать, чтобы запомнилось надолго и с благодарностью … Да мало ли дел? А ведь справляется! Уже 17 лет стоит во главе села. Находит она время и на участие в вокальной группе «Амыльские зори», которая существует уже более 30 лет и значима не только в селе, но и в районе (приложение№11).

Мы часто читаем о том, как люди в экстремальной ситуации способны на подвиг, и дивимся их героизму. Мы тоже способны сопереживать и делать всё возможное, чтобы помочь попавшим в беду. Примеров много, вот один из них. В июне 1957 года в селе Качулька проходил районный слёт пионеров. Когда стали разъезжаться, детей из Каратузской школы повезли на машине через Старую Копь. Спускаясь с крутой горы в Смяцком логу, шофёр не справился с управлением, и машина несколько раз перевернулась и остановилась колёсами кверху. Хорошо, что открылся задний борт и почти всех детей при падении выбросило из кузова.. Были жертвы, были тяжёлые ушибы. Когда в Копи узнали об этом, всё село кто на конях, кто пешком немедленно отправились на помощь. Мама рассказывала, что все бежали, задыхаясь и падая, и главное было не своё состояние, а мысль: помочь детям. Когда приехали из Каратуза, первая помощь  была оказана тем, кто в ней нуждался. Я тоже   была на этом слёте, но нас повезли на машине утром на второй день. На половине дороги нас встретили родители на лошадях, велели пересесть и сами повезли домой. На месте аварии стояла перевёрнутая машина, разбросаны вещи, деньги, книги, пахло полынью и… казалось, кровью. Гору с тех пор зовут Фестивальной, это гора горя и скорби.

Умеют в селе и отдыхать: стали традиционными «Проводы зимы», празднования юбилея села, чествование ветеранов труда, празднование Троицы. Село всегда принимает участие  в районных конкурсах, спортивных соревнованиях.

Никак нельзя умолчать о нашем Амыле – батюшке. Каждую весну разливается он по низинам и заходит в деревню. Видимо, попугать да проверить на прочность наши дороги и мостики. Но бывали и настоящие наводнения, по словам очевидцев, в 1929г, 1945г, 2001 г. Были затоплены многие дома, а в некоторых местах по улице плавали на плотах и лодках (приложение№12).

Несмотря на  тяжелое состояние сельского хозяйства, моё село продолжает жить. Лет 15  в селе происходили болезненные и кардинальные изменения в жизни, понемногу каждый нашёл ответы на свои вопросы, как жить? Что делать? Кто –то развёл пасеку, кто- то расширил хозяйство, кто- то нанимается на работу к тем и другим, кто- то торгует. Жизнь и быт  односельчан улучшается. Работают две торговых точки частных предпринимателей. Выбор продуктов не хуже, чем в районном центре. В селе есть сельсовет, ФАП, школа. У всех желающих в  домах установлены телефоны. Жители Старой Копи  покупают бытовую технику, автомобили, трактора. Обычным делом стало приобретение компьютера.  В последнее время много внимания уделяется  благоустройству, люди  обивают сайдингом  свои дома, меняют окна на пластиковые, перекрывают крыши. Думаю, что в половине домов есть горячая вода, туалеты, души, стиральные машинки – автоматы. Практически каждый двор утопает в цветах. Было бы здоровье да желание работать!

В «Героическую летопись Красноярского края» золотыми буквами вписаны и наши герои – фронтовики и герои труда военного времени, а так же труженики, получившие награды за труд после войны. В том числе Дашков А.И, Зубарев В.Я. и Логунов В.П., которые были удостоены за труд орденами «Знак  почёта».

И сейчас в числе лучших наш Дом культуры, лучшая среди основных школа, которая из года в год лидер в образовании, хорошо работает сельский совет, крепкие хозяева: Кирилловский Г.В., Ушенин В.Н., Констанц А.В., Сухорослов Г.Н. и многие другие.

        Я рассказала о некоторых страницах жизни маленького сибирского села, в котором живут обыкновенные люди, способные на боевой и трудовой подвиг. А рассказала это для того, чтобы  все увидели, что маленькие сёла нужно беречь, они – начало всех начал!

Как вы видите, село живёт. Значит,  история его не  закончена. Летопись его будет продолжаться и дополняться. Надеюсь, что мое село не постигнет печальная участь заброшенных сел. А решение всех проблем я вижу в изменении отношения к селу государства, в перестройке самих людей во взгляде на  сельское хозяйство Тогда появятся рабочие места, молодежь не будет уезжать из деревни. Может быть, и восстановим со временем то, что разрушили так быстро. Ведь смогли пережить и гражданскую, и Великую Отечественную войну. Двести девяносто лет назад наши предки  построили деревню, а  мы должны ее сохранить.

[1] Из воспоминаний дочери ветерана войны И.Г. Юрченко, жительницы села В.И. Эйдемиллер (Юрченко)

[2] Материал взят в Музее имени Мартьянова, Костроминой А.И., работавшей учителем истории

[3] Из воспоминаний жительницы села, труженицы тыла, Голубковой Т.А.

[4] Из воспоминаний жителя села, Ветерана труда Логунова В.П.

Дата обновления страницы: 23.02.2018

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122